Маленькие против больших
Для несетевых магазинов автоматизация – это, в первую очередь, возможность облегчить процессы товароучета. Об этом говорит Игорь Сырцов («1С: БИТ»): «Как правило, для успешного функционирования небольшого магазина владельцу достаточно видеть актуальные остатки, оборачиваемость товара, сумму выручки и прибыльность». Эти задачи достаточно просты, и сегодня все больше владельцев небольших торговых предприятий приходят к решению об автоматизации именно с таким набором требований. Но здесь есть определенное противоречие: с одной стороны, владелец магазина понимает, что необходимо решить эту задачу. А с другой, у собственников торговых точек часто присутствует заблуждение, что, автоматизируя магазин, они потеряют контроль над денежными и товарными потоками в магазине, особенно если ручной товароучет велся в магазине не один год.
Кроме этого, в несетевом магазине следует учитывать также и личностный фактор. «Работа в течение нескольких лет без выходных и отпусков превращает владельца небольшого магазина в сомнамбулу, которой видит и ждет, что автоматизация станет большой красной кнопкой, которая решит все проблемы сразу», – говорит Генеральный директор ООО «Компания Русский отель» Андрей Катышев. Очень часто к решению о необходимости автоматизации хозяин магазина приходит именно в состоянии такой усталости, и это рождает определенные проблемы, решить которые сможет только грамотный интегратор.
Для сети магазинов автоматизация – гораздо более взвешенный процесс, планируемый задолго до начала работы магазинов. В штате таких сетей, как правило, имеются IT-специалисты, ориентированные на автоматизацию и понимающие весь спектр задач, которые она способна решить. При этом задачи корректируются как владельцем или управляющим сети, который видит в автоматизации способ сокращения случаев злоупотребления, оптимизации бизнес-процессов на всех уровнях, так и товароведами, складскими специалистами, которым автоматизация дает возможность организовать удобную систему товароучета и функционирования склада, маркетологами, для которых автоматизация открывает путь к формированию программ лояльности, службой персонала. Иными словами, для сети магазинов автоматизация изначально является ключевым инструментом для эффективного ведения бизнеса.
От формата магазина зависит и порядок взаимодействия с компанией, внедряющей систему. Если речь идет о небольшом несетевом магазине, то общение проводится напрямую между владельцем и интегратором. Если заказчика устраивает стоимость внедрения (это, пожалуй, определяющий фактор для владельцев несетевых магазинов), а интегратор четко понимает, какие задачи ставит перед ним владелец, на принятие решения и достижение договоренностей в этом случае времени практически не требуется. Процесс автоматизации может начаться буквально на следующий после переговоров день. А иногда бывает и так, что сразу после переговоров заказчик говорит интегратору «Вот компьютер, берите и ставьте». «В небольших магазинах директор или собственник не имеет достаточных компетенций для ведения проекта со стороны магазина, поэтому полностью полагается на опыт и компетенции внедренца, а сам только принимает результаты», – отмечает Вадим Гоцкозик, коммерческий директор компании Ultrascan.
Автоматизация торговой сети проходит по совершенно иной схеме.
Общению с руководителем предшествует несколько этапов презентаций, переговоров со специалистами на различных уровнях, рассмотрения документации, корректировки задач, согласований с различными департаментами и т.д. Эти процедуры могут растянуться на несколько недель и даже месяцев. Гораздо быстрее идет работа с компаниями, в которых есть специальный сотрудник или группа сотрудников, контролирующие процесс автоматизации изнутри. «Одним из немаловажных аспектов является составление более-менее четкого ТЗ, что в конечном итоге упрощает процесс внедрения до постановки и выполнения четких команд», – добавляет Андрей Катышев.
Кроме самого внедрения, крупной сети обязательно понадобится обучение персонала. «Большая торговая компания не обойдется двухчасовым курсом, здесь необходимы специальные групповые занятия по работе с внедренной системой автоматизации, а также прописывание регламентов работы с ней», – говорит Игорь Сырцов.
Отличие между маленькими магазинами и крупными торговыми сетями состоит не только в процессе автоматизации. Отличается и выбор ПО и торгового оборудования, которое используют владельцы магазинов разных форматов. По словам Вадима Гоцкозика, у небольших магазинов нет понятия «стандартизация оборудования», поэтому в них можно увидеть большой «зоопарк» различного оборудования. «Бывает, что вопрос цены преобладает над требованиями СЭС. Пример тому – использование в магазине одних весов с печатью этикетки для взвешивания и фасовки разных продуктов: рыба, мясо, сыры, кондитерские изделия», – добавляет Андрей Катышев. А функционал программного обеспечения, как правило, ограничен небольшим количеством операций.
Владельцы небольших магазинов при выборе программного обеспечения и оборудования ставят во главу угла простоту и низкую стоимость, поэтому здесь можно часто встретить оборудование разных производителей, иногда плохо совместимое. Сегодня на рынке торгового оборудования есть решения, которые можно назвать оптимальными для небольших магазинов с ограниченным бюджетом. Это так называемые коробочные решения для автоматизации, например, EasyBOX от ГК «АТОЛ». В состав таких решений входят программное обеспечение и POS-система, полностью совместимые и уже готовые к работе. Подобные продукты способны решить все задачи, которые ставит перед собой владелец небольшого торгового предприятия.
Для крупных сетей стандартизация оборудования и ПО – это гораздо более распространенный вариант. Владельцы крупных сетей, как правило, предъявляют очень строгие требования к торговому оборудованию и программному обеспечению, используя оборудование одного и того же производителя, а также только максимально совместимый софт, например, Frontol, Айтида Retail, «ДАЛИОН:Управление магазином» и др. Вопрос экономии в этом случае не является приоритетным. Функциональные возможности программного обеспечения в больших магазинах и сетях шире за счет иных, чем в небольших торговых точках, потребностей владельца. Сюда входят и задачи по централизации информации, и сложные аналитические базы, и возможность обмена данных с внешними бухгалтерскими программами, и многое другое. Отличается и набор оборудования: в крупных торговых предприятиях широко распространены терминалы сбора данных, разные весы для разных групп товаров, а принтеры штрихкодов и этикеток отличаются большей производительностью.
Одна из важнейших целей автоматизации – возможность разработки и осуществления программ лояльности для клиентов. И, безусловно, формат торговли влияет на этот процесс. Для крупных торговых сетей практика использования систем лояльности – бонусных или дисконтных карт, различных акций и мероприятий – очень распространена. Как правило, в штате крупной торговой компании есть маркетолог (или целый отдел маркетинга), который работает в этом направлении. По словам Вадима Гоцозика, профессиональные маркетологи понимают, чего хотят от автоматизации в этом направлении и могут грамотно поставить задачу внедренцам, поэтому в сетях и гипермаркетах системы лояльности достаточно изощренны и эффективны.
В небольших магазинах системы лояльности не так широко распространены. Это объясняется и более ограниченными функциональными возможностями программного обеспечения, и общим подходом владельца магазина к системам лояльности. Часто хозяева небольших торговых точек не уделяют внимания этому способу удержания клиентов, ограничиваясь только простыми или накопительными скидками. Не используя, как правило, системы лояльности, небольшие магазины имеют другие, не менее эффективные инструменты для общения с клиентом. Именно формат магазина «у дома» позволяет создать более доверительные отношения с покупателем, особенно если подойти к этому процессу творчески.
При этом небольшие магазины находятся в более выгодном положении, ведь даже если какая-либо акция в небольшом магазине пройдет неудачно, это не вызовет такого резонанса, как если бы это случилось в гипермаркете. «Благодаря проведению анализа продаж маленький магазин имеет возможность «подстроиться» под целевого клиента – жителя ближайшего дома или сотрудника офиса – и поддерживать востребованную номенклатуру в актуальном состоянии, не замораживая средства в «неходовом» в данном месте товаре», – отмечает Андрей Катышев. Такая гибкость является несомненным преимуществом небольшого магазина перед торговой сетью.
Личное знакомство со многими клиентами, быстрая обратная связь по отзывам о работе магазина, выявление потребностей покупателей в личной беседе, более гибкое формирование ассортимента – все это дает владельцу небольшого магазина не меньшие возможности, чем дорогостоящие и небыстрые маркетинговые исследования, проводимые большими торговыми компаниями. А результат – более качественное обслуживание и доброжелательная улыбка наряду с шаговой доступностью – зачастую важнее для покупателя, чем красиво оформленный сертификат на скидку.
Безусловно, процессы автоматизации торговых сетей и небольших магазинов, как и сами форматы бизнеса, имеют значительные отличия. Но при этом общим остается главное – возможности, которые дает владельцу автоматизация. «Главная возможность – понимать, что на самом деле происходит в твоем магазине, – говорит Вадим Гоцозик.– В противном случае Вы понимаете эти процессы весьма условно и приблизительно». Сегодня неавтоматизированный магазин можно сравнить с бухгалтером, который, не используя компьютер, считает на счетах.
Понимание бизнес-процессов – это серьезный инструмент, который поможет владельцу магазина «у дома» продолжать успешно вести дела, несмотря на рост сетевого ритейла.
Источник: «Журнал «АТОЛ дайджест»