Процесс автоматизации магазина
Итак, процесс автоматизации магазина, как правило, проходит следующие этапы:
- Выбор формата торговли
- Выбор оборудования
- Выбор информационной системы
- Соединение информационной системы с технологией бизнеса
- Приобретение оборудования и информационной системы
- Внедрение информационной системы
- Эксплуатация и развитие информационной системы
Выбор формата торговли
Прежде всего, необходимо определить, в каком формате будет торговать ваш магазин. Например:
- Традиционный формат ("прилавочная" торговля)
- Супермаркет (магазин самообслуживания)
- Торговля по образцам (магазин - демонстрационный зал + склад);
- Cash&Carry (магазин-склад)
- Дискаунт (магазин самообслуживания с невысокими ценами за счет больших оборотов и предельно низких издержек)
Рассмотрим особенности автоматизации каждого формата.
Традиционный формат ("прилавочная" торговля)
Основной проблемой автоматизации "прилавочной" торговли является способ донесения информации об отобранном покупателем товаре до кассового аппарата:
- Кассовый аппарат находится на прилавке и продавец сам пробивает чек.
- Продавец выписывает "мягкий" чек на товар, покупатель передает чек кассиру, кассир пробивает по кассе все перечисленные в мягком чеке товары (кассовые аппараты располагаются в отдельных кабинках, носитель информации - "мягкий" чек).
- Продавец сканирует терминалом сбора данных все отобранные товары, а также специальную "карточку покупателя", покупатель передает карточку кассиру, кассир сканирует карточку покупателя, и кассовый аппарат автоматически формирует товарную часть чека (кассовые аппараты в отдельных кабинках, передача информации - карточка покупателя и терминал сбора данных).
Эти варианты, различаясь по размеру затрат на оборудования, по распределению функций и технологии работы, имеют свои плюсы и минусы. Здесь следует отметить следующее:
- вариант размещения кассовых аппаратов непосредственно на прилавках является самым технологичным;
- вариант использования "мягких чеков" является самым дешевым (но, с другой стороны, он может подойти только для магазинов с небольшим ассортиментом и низкой проходимостью);
- вариант с использованием терминалов сбора данных является самым тяжелым в реализации.
Супермаркет (магазин самообслуживания)
В супермаркете кассовые аппараты расположены на выходе из зала самообслуживания, что уменьшает потребность в кассовых аппаратах и увеличивает пропускную способность магазина. В супермаркетах рациональнее всего использовать штриховое кодирование товара, которое резко ускоряет обслуживание покупателя в кассовом узле.
Торговля по образцам
При этом формате торговли торговый зал является, фактически, демонстрационным залом, в котором продавец-консультант, работая индивидуально с покупателем, помогает ему подобрать товар и оформляет заказ покупателя. Покупатель оплачивает заказ и получает отобранный и оплаченный товар на складе или в пункте выдачи, куда он поступает со склада.
Cash&Carry
При этом формате торговли максимум товара размещается в торговом зале в транспортной упаковке (в коробках на поддонах-паллетах). За счет этого достигается снижение затрат на отдельные склады и работы по выкладке товара. В остальном этот формат торговли мало отличается от магазина самообслуживания.
Дискаунт
Дискаунтам свойственна ориентация на снижение всех затрат, включая оформление торгового зала и операционные издержки. За счет этого им удается снижать цены и, соответственно, повышать оборот. Успешнее всего дискаунты работают в составе торговых сетей. Технологически дискаунты похожи на Cash&Carry, но количество персонала и уровень сервиса сведены к минимуму, а все управленческие и коммерческие функции вынесены в центральный офис.
Выбор оборудования для автоматизации торговых процессов
Выбор электронного торгового оборудования зависит от формата торговли. Но в любом случае вам необходимо принять решение по выбору:
- кассовых аппаратов
- сканеров штрих-кодов
- принтеров штрих-кодов
- терминалов сбора данных;
- весов
Кассовые аппараты
Для розничной торговли можно использовать:
- электронные кассовые аппараты (ECR);
- компьютерные кассы (POS);
- фискальные принтеры.
Электронные кассовые аппараты являются самыми дешевыми, но у них меньший объем функций, они менее гибки и, как правило, имеют ограничения по количеству хранимых в памяти товарных позиций. Компьютерные кассы сочетают функциональную наполненность, гибкость и мощь профессионального решения. Именно их следует использовать в магазинах с большим ассортиментом и высокой проходимостью. Фискальные принтеры могут подключаться к любому компьютеру и любому программному комплексу. Тем не менее, этот вариант можно рекомендовать только для специфических технологий торговли, когда невозможно использовать другие варианты. Необходимо также учитывать конструкцию корпуса кассовых аппаратов. С этой позиции можно различать:
- моноблочные кассовые аппараты;
- модульные кассовые аппараты;
- дисперсные кассовые аппараты.
Моноблочные кассовые аппараты поставляются в едином корпусе, объединяющем все основные его узлы: клавиатура, монитор кассира, чековый принтер, дисплей для покупателя. В модульных кассовых аппаратах эти узлы заключены в самостоятельные корпуса. Такая компоновка позволяет более свободно размещать составные части кассового аппарата на кассовом столе. Дисперсные кассовые аппараты похожи на модульные. Но их конструктивные особенности позволяют полностью реализовать концепцию "Front-Facing", когда все узлы кассового аппарата размещаются строго между кассиром и покупателем. Концепция "Front-Facing" вкупе с производительным чековым принтером и сканером позволяет максимизировать пропускную способность расчетно-кассового узла.
Чековые принтеры
По методу вывода информации на чековую ленту различают матричные принтеры и термопринтеры. Основные характеристики:
- Скорость печати у термопринтера до 40 строк в секунду, у матричного - 2-4 строки в секунду.
- Замена чековой ленты у термопринтера простая, а у матричного - сложная.
- Расходные материалы: для термопринтера нужна только бумажная чековая лента, для матричного - бумажная чековая лента и картридж с красящей лентой.
Сканеры штрих-кодов
Из всего разнообразия сканеров выделим
- CCD-сканеры;
- ручные лазерные сканеры;
- стационарные многоплоскостные лазерные сканеры.
CCD-сканеры дешевы, и их можно рекомендовать для магазинов со скромным бюджетом. Ручные лазерные сканеры несколько дороже, но обладают большей дальностью и надежностью считывания. Но для считывания штрих-кода надо потратить время на то, чтобы взять сканер в руки, поэтому их можно рекомендовать для складов и магазинов с невысокой проходимостью. Стационарные многоплоскостные лазерные сканеры лишены этого недостатка. Более того, они не требуют строго параллельной ориентации штрих-кода относительно сканера, что позволяет рекомендовать их для магазинов с высокой проходимостью.
Принтеры штрих-кодов
Выбирая принтер штрих-кодов, необходимо, прежде всего, ориентироваться на следующие показатели:
- ресурс печати (максимальное количество печатаемых этикеток в месяц);
- объем памяти принтера (определяет максимальное количество этикеток, печатаемых за один раз);
- производительность принтера (скорость печати).
В зависимости от способа нанесения этикеток на товар и территориального расположения подразделений, вам необходимо решить, поставите ли вы один высокопроизводительный принтер на все подразделения, или по небольшому принтеру в каждое подразделение.
Терминалы сбора данных
Терминалы сбора данных представляет собой портативное устройство, оборудованное встроенным или подключаемым сканером штрих-кодов. Терминалы сбора данных могут сохранять в своей памяти разнообразную информацию по товару и обмениваться данными с информационной системой. Терминалы сбора данных удобно использовать для проведения инвентаризации. Для этого нужно просто просканировать весь товар (вводя, при необходимости, количество товара), передать собранные данные в информационную систему, и инвентаризация готова. Технология использования терминалов сбора данных позволяет не закрывать магазин на учет, проводя инвентаризацию "на ходу".
Весы
Планируя продажи весового товара, примите решение о способе подключения весов. Их два:
- подключить весы непосредственно к кассовому аппарату;
- установить весы, снабженные встроенным принтером штрих-кодов, в зале.
Первый способ несколько проще, но заставляет взвешивать товар в процессе оплаты, что может привести к образованию очередей к кассам. Поэтому подключение весов к кассовым аппаратам не рекомендуется для магазинов с высокой проходимостью. Второй способ позволяет разделить взвешивание товара и его оплату. Но для этого весы нужно соединить с информационной системой, которая будет загружать в весы номенклатуру весовых товаров.
Выбор информационной системы для автоматизации торговых процессов
Выбирая информационную систему (ИС), обратите внимание на следующие вопросы:
- характеристики информационной системы
- особенности и возможности поставщика решения
Характеристики информационной системы
Информационную систему можно оценивать с самых различных позиций. Но важнейшими из них являются следующие характеристики:
- гибкость, способность перестраиваться под специфические особенности технологии вашего бизнеса;
- развиваемость, способность изменять свою функциональность с течением времени;
- адекватность и функциональная полнота, наличие той совокупности функциональных возможностей, которая удовлетворяет ваши потребности;
- оперативность, способность обрабатывать информацию в темпе бизнеса;
- надежность и безопасность;
- независимость от поставщика решения, возможность настраивать и развивать систему своими силами.
Особенности и возможности поставщика решения
Оценивая поставщика решения, убедитесь в том, что он:- обладает достаточным опытом и знаниями;
- рассматривает ваши взаимоотношения не как акт купли-продажи, а как партнерские отношения по решению ваших проблем;
- способен работать оперативно и качественно;
- может обеспечить достаточный уровень поддержки.
Соединение информационной системы автоматизации торговых процессов с технологией бизнеса
Управление в условиях автоматизации и управление без информационной системы имеют существенные отличия. Суть этих отличий заключается в том, что сама по себе информационная система не приведет вашу компанию к успеху и не решит ваших проблем. Необходима тесная увязка информационной системы и вашей технологии управления. Более того, для достижения стратегического успеха эта увязка должна существовать в течение длительного времени и независимо от того, насколько изменяется ваш бизнес и ваше представление об эффективном его управлении. Чтобы такая увязка сложилась необходимо провести определенные работы, изменяя ИС и переходя на более эффективные методы управления бизнесом. Конечной целью таких работ будет создание целостной системы управления предприятием, неотъемлемой - но не единственной - частью которой является информационная система. Естественно, для этого ИС должна быть гибкой, а заказчик должен быть готов к инновациям в управлении. Этап взаимной притирки информационной системы и управления бизнесом имеет смысл начинать до крупномасштабных закупок оборудования. Для жестких "коробочных" информационных систем, неспособных к учету особенностей бизнеса, этот этап, разумеется, не нужен.
Приобретение оборудования и информационной системы
Приобретая оборудование и лицензии на информационную систему, обратите внимание на совместимость оборудования с информационной системой. Кроме того, предусмотрите возможность поэтапного приобретения и внедрения.
Внедрение информационной системы
Внедрение информационной системы может происходить двумя путями:
- все сразу
- постепенно
Первый вариант, при всей его привлекательности, для гибких информационных систем мало реален. Причем источник такой оценки лежит не в неспособности поставщика решения сразу внедрить все функции своей информационной системы, а скорее в невозможности самого предприятия-заказчика полноценно выполнить свою часть работы по постановке задачи и вводу справочников и первичной информации. Поэтому, если вы сделали выбор в пользу гибкой информационной системы, планируйте поэтапное ее внедрение:
- вначале запускаются только самые необходимые функции
- затем функциональное наполнение информационной системы расширяется
Кроме того, планируя внедрение ИС, необходимо оптимизировать затраты и сроки, эффективно распределив обязанности и ответственность между поставщиком решения и вашими специалистами. Но для этого сама ИС должна быть достаточно открытой и обеспечивать определенный уровень независимости предприятия-заказчика от поставщика решения. Иными словами, заказчик должен иметь возможность самостоятельно проводить часть работ по настройке ИС. Такая возможность необходима, потому что:
- собственный специалист лучше знает свое предприятие;
- собственного специалиста проще контролировать по срокам и результату;
- собственный специалист обходится дешевле.
Помимо этого, рассчитывая на свои силы, вы меньше зависите от поставщика решения. Оборотной стороной опоры на собственные силы является необходимость иметь в своем штате квалифицированных специалистов.
Эксплуатация и развитие информационной системы
Любая информационная система (кроме, наверное, очень жестких систем) требует поддержки квалифицированным персоналом. Вы можете:
- полностью взять поддержку на себя, экономя на платежах поставщику решения
- взять на себя оперативную поддержку, обращаясь к поставщику решения по сложным вопросам;
- полностью поручить поставщику решения или сторонней сервисной организации поддержку вашей ИС (т.н. "аутсорсинг"), экономя на персонале.
Выбор зависит от ваших приоритетов. В любом случае, убедитесь в квалификации тех людей, которые будут поддерживать ИС в ходе эксплуатации. Неразвивающаяся информационная система через некоторое время безнадежно устареет и ее нужно будет заменить. Стратегически это невыгодно. Поэтому заранее спланируйте, как будет развиваться ваша информационная система в ходе эксплуатации, и кто будет выполнять соответствующие работы. Здесь выбор тот же:
- развивать систему самостоятельно
- простые вещи делать самому, а за сложными доработками обращаться к поставщику решения
- все поручить поставщику решения
Безусловно, прежде чем ставить перед собой эти вопросы, убедитесь, что информационная система способна к развитию.
Источник: onoprienko.iteam.lg.ua