Название окна

Содержание всплывающего окна

Название окна

Содержание всплывающего окна

MS AER
Locations of visitors to this page
Статьи по автоматизации торговли
27.04.2007
Как выбрать сканер. Какие возникают сложности при совмещении штрих-кодового оборудования и программного обеспечения. Прошлое, настоящее и будущее идентификации товаров - в новом обзоре Retailer.RU

Штриховое кодирование в розничной торговле

Прошлое

Еще в начале 20-го века владельцы американских супермаркетов мечтали о системе автоматического учета продаваемых товаров. Магазины становились всё больше и больше, ассортимент рос. В 1890 году в ходе всеамериканской переписи населения впервые была применена система автоматической обработки данных с помощью перфокарт – полосок картона с пробитыми дырочками. «Нащупывая» отверстия, механическое устройство считывало с перфокарты цифровые данные, закодированные расположением дырочек.

В 1932 году в Америке была защищена дипломная работа на тему автоматизации торговли в супермаркетах. Студент Уоллес Флинт предлагал покупателям будущего выбирать в магазине товары, не складывая их в корзину, а «вбивая» соответствующий код в перфокарту. Затем кассир должен был вставить перфокарту в считывающее устройство. «Узнав», что заказал покупатель, машина отдавала команду автоматике, установленной на складе магазина. Через несколько минут лента транспортера доставляла заказ клиенту супермаркета. При этом проданный товар был бы автоматически учтен. Возможно, именно так все и было бы, если бы не изобрели штрих-код.

Настоящее

Несколько нет назад магазинам приходилось держать собственные отделы по наклеиванию меток на товары: штрих-кодирование не считалось делом само собой разумеющимся. Сейчас такое даже представить трудно. А торговые точки, где товар пересчитывают вручную, можно скорее отнести к экзотическим местам на карте ритейла. И участники рынка уже не задаются вопросом, нужен ли сканер. Они спрашивают: какой сканер нужен?

Будущее

Любая передовая технология со временем устаревает. Такая участь ждет и штрих-кодирование, которое еще 30 лет назад совершило маленькую революцию в розничной торговле. Теперь ему на пятки наступает новая технология ­ RFID, система радиочастотной идентификации.

Что может RFID?

Одно из важных преимуществ RFID – высокая скорость считывания информации о товаре (несколько тысяч этикеток в секунду). Важное, но далеко не единственное.

Метку и устройство считывания RFID можно располагать произвольно, метка даже не обязательно должна находиться в зоне прямой видимости. На RFID-метку можно занести неограниченное количество информации. Считывание происходит автоматически, как только радиометка попадает в поле действия антенны; для нее не являются помехой гарь, грязь, агрессивная среда. Возможно одновременное считывание информации с нескольких радиометок. RFID-меток высокая степень защиты от подделок.

RFID-система состоит из радиометок, которые крепятся на товаре, и радиоустройства для чтения (ридера). Программное обеспечение накапливает и анализирует полученную с меток информацию и связывает все элементы в единое целое.

В зависимости от дальности обнаружения метки могут быть активными (постоянно излучают сигнал) и пассивными (активизируют свою работу лишь при воздействии на них радиосигнала от ридера). Активные метки используют для передачи радиосигнала энергию собственного элемента питания. Дистанция, на которой возможно чтение таких меток может достигать 100 метров. Пассивные метки используют для передачи радиосигнала энергию поля ридера и приступает к передаче только накопив необходимую энергию. Дистанция регистрации пассивных меток зависит от мощности ридера и может достигать 8 метров.

Чем хороша RFID?
  • Исключается ручной труд по вводу информации о конкретном товаре в компьютерную сеть. Исключается участие сотрудников при движении товара от склада к витрине или стеллажу. Потребителю проще получить информацию о наличии товара и его свойствах.
  • Многократно ускоряется процесс обслуживания покупателя на расчетно-кассовом узле.
  • Становится возможным дистанционное формирование корзины покупателя, что приводит к сокращению торговых площадей. RFID-системы отслеживают товар на всех этапах цепи поставки – от производителя до продавца.
  • Процесс поступления товаров становится абсолютно планируемым, что позволяет сократить складские площади.
  • На складе RFID-технологии позволяют в реальном времени отслеживаеть перемещение товаров. Они ускоряют основные процессы приема и отгрузки. С внедрением RFID исключаются ситуации, связанные с нехваткой товара на складе.
  • С RFID нужный товар поставляется именно в те магазины сети, где он требуется. Товар не задерживается в пути, потому что исключены потери времени при перегрузке товарных партий.Оптимизируется загрузка и маршрут движения транспортных средств.
RFID в действии

Ряд крупных концернов розничной продажи Wal-Mart, Tesco, Metro начали широкое внедрение RFID систем в 2005 году. В ноябре 2006 года компания Aberdeen Group “ROI in RFID, a Benchmark Report” подвела первые итоги внедрения новой технологии в докладе «Возврат инвестиций в RFID, результаты испытаний». Резюме было таким: 85 % компаний, внедрявших RFID, окупили вложения в эту технологию менее чем за пять лет.

Стандартов нет, метки дороги…

Есть две основные причины, сдерживающие развитие RFID. Первая ­ высокая цена. Цена пассивных меток начинается от $0,14, а активных — от $1. Но, как и всякое оборудование, метки дешевеют стремительно. Только за 2005 год их стоимость уменьшилась в два раза. Со снижением цены будет расти количество потребителей. В итоге, по оценке аналитиков Deutch Bank Research, к 2010 году ёмкость рынка RFID-систем составит 22 млрд. евро (в 2004 году этот показатель равнялся 1,5 млрд. евро).

Вторая причина, сдерживающая победное шествие RFID, – отсутствие глобальных стандартов. Крупнейшие фирмы-производители систем радиочастотной идентификации уже образовали в рамках Международной организации по стандартизации (ISO) и Международного электротехнического комитета (IEC) рабочую группу, занимающуюся разработкой международных стандартов систем радиочастотной идентификации. Принятие серии международных стандартов должно разрешить проблемы, связанные с совместимостью компонентов систем RFID разных производителей. Как удалось выяснить Retailer.RU, в России эта технология еще не сертифицирована. Зато выборочно сертифицировано оборудование.

Российские ритейлеры пока только приглядываются и прицениваются к RFID. Игорь Васильев, заместитель генерального директора компании ETIM, рассказал, что новой технологией интересовались компании, специализирующиеся на продаже дорогой техники.

Если стоимость RFID будет сопоставима со стоимостью штрих-кодирования, тогда, возможно, она будет внедряться в России, говорит Олег Вайнберг, IT-директор компьютер-центра «Кей». Но российские умельцы не сидят, сложа руки, в ожидании естественного снижения цены на оборудование. Они думают, как внедрить эти технологии, потратив поменьше денег. Нарабатывают know-how. «Существуют специальные примочки, с помощью которых обычный сканер штрих-кода будет читать RFID-метки. Стоят они $15-20», – делится Сергей Белец, директор управления консалтинга сети «Эксперт».

Подводные камни

Думают ритейлеры не только о преимуществах RFID, но и возможных негативных последствиях внедрения передовой технологии. “С этой технологией есть вопросы, помимо дороговизны. Возникают проблемы с безопасностью, – делится сомнениями Олег Вайнберг. – Хотите ли вы, чтобы какой-нибудь "грузчик" или "экспедитор", привезя товар от поставщиков, походя получил в свой КПК информацию о полном состоянии вашего склада. А еще представьте такую картину: тот же "экспедитор" забыл у вас на складе маленькую коробочку, которая сотрет RFID-метки со всего товара. 10 000 кв.м. полок с товаром со стертыми RFID, никакой возможности опознать товар!.. ”

С внедрением RFID может увеличиться и процент воровства, опасаются ритейлеры. По мнению Дениса Сологуба, IT-директора сети магазинов “Азбука вкуса”, RFID-технология рассчитана на «честного» покупателя – у «нечестного» всегда есть соблазн сорвать метку и унести товар неоплаченным. Ведь RFID предполагает, что в торговом зале нет кассира, и вся оплата товара происходит автоматически. Правда, Денис Сологуб считает, что «Азбука вкуса» подвержена опасности воровства в меньшей мере. «Наши покупатели достаточно лояльны по отношению к магазину, поэтому потери, связанные с воровством, невелики по сравнению с другими сетями». Если кто-то и начнет сейчас внедрять RFID в России, то только в премиальном сегменте, считает Денис Сологуб.

Но со временем, штрих-кодирование уступит место RFID. “За RFID, в любом случае, будущее, просто не хочется тратить на нее слишком много денег”, ­ констатирует Сергей Белец, директор управления консалтинга сети «Эксперт». Правда не исключено, что , когда все ритейлеры наконец перейдут на RFID, в научных лабораториях займутся разработкой новой, еще более совершенной и быстрой технологии идентификации товара.

Один из факторов успешности торговой сети – обеспечение максимальной скорости обслуживания покупателя. Использование технологий штрихового кодирования позволяет достичь требуемой цели. Однако следует учитывать, что предприятие розничной торговли – это конвейер, где все элементы взаимосвязаны: от надежности и производительности каждого из них зависит, в конечном итоге, эффективность работы всей сети.

НПО «Восток»
Республика Казахстан, 050057 Алматы
ул. Сатпаева 36, кв. 4 (уг.ул. Ауэзова)
Тел./факс:+7 (727) 274-2190
 +7 (727) 328-6332
Моб.тел.:+7 (701) 1111-682