Название окна

Содержание всплывающего окна

Название окна

Содержание всплывающего окна

MS AER
Locations of visitors to this page
Статьи
Статьи
29.12.2010
Еще сравнительно недавно спрос на системы автоматизации со стороны общепита был невелик. Однако ситуация изменилась. Первыми взялись за автоматизацию дорогие рестораны, для которых затраты на систему не существенны. Следом за ними внедрение начали предприятия быстрого питания. Наконец, сегодня технический прогресс дошел и до столовых.

Особенности автоматизации столовых

Еще сравнительно недавно спрос на системы автоматизации со стороны общепита был невелик. Однако ситуация изменилась. Первыми взялись за автоматизацию дорогие рестораны, для которых затраты на систему не существенны, а «иметь все самое лучшее» – принципиально даже для престижа. Следом за ними внедрение начали предприятия быстрого питания, которые, как правило, являются сетевыми, а следовательно, по определению – потенциальными клиентами интеграторов. Наконец, сегодня технический прогресс дошел и до столовых.

Столовая как бизнес

Чтобы понять, какими критериями следует руководствоваться при выборе системы автоматизации для столовой, необходимо проанализировать основные проблемы, которые призвана решить автоматизация предприятий общепита, работающих в этом сегменте.

Прежде всего, это большое количество показателей, которые необходимо учитывать в работе. Сегодня для успешной работы необходимо четко представлять, кто является завсегдатаем заведения, какие блюда предпочитают клиенты, какие непопулярные блюда необходимо исключить из меню, в какой день недели наблюдается пик посещений, а когда – затишье, и многое другое. Осуществлять анализ деятельности по такому количеству параметров вручную практически невозможно.

Во-вторых, большие возможности для хищений. Если в торговле примерно половина потерь от хищений приходится на долю работников, то в общепите этот показатель приближается к 100%. Поэтому один из основных мотивов автоматизации – борьба со злоупотреблениями персонала. Автоматизация позволяет если не радикально решить проблему, то хотя бы существенно ограничить эти возможности. В общем, способы те же, что и в других отраслях: от видеонаблюдения за действиями персонала до подключения к системе, скажем, микроволновок, которые доложат о количестве разогретых порций, а затем его можно сравнить с чеками…

Еще одна особенность общепита – многостадийность процесса, когда готовит блюда один человек, отпускает их на раздаче – второй, за заготовки отвечает третий, и все они находятся в разных местах. Задача системы автоматизации – объединить их усилия, ликвидировав «нестыковки».

Выбор системы автоматизации

Сегодня на рынке систем автоматизации общепита имеется достаточно широкий выбор систем. Для определения компании-интегратора заказчику целесообразно воспользоваться основными положениями стандарта RAS (Real Automation Standard), который говорит о том, что:

  • Должна быть установлена отраслевая ERP-система, которая обеспечивает управление всеми ресурсами предприятия.
  • Компания-интегратор должна обладать технологией внедрения, позволяющей заказчику получить гарантированный результат – действующую систему. При этом технология компании-интегратора должна соответствовать ISO 9001:2000.
  • Заказчик должен быть уверен, что компания-интегратор будет постоянно развивать свою систему так, чтобы она соответствовала реалиям времени.

Иными словами, время систем учета прошло, и стандартом стали именно системы управления, так что ориентироваться надо на их внедрение, а не ограничиваться привычной еще недавно связкой «бухгалтерия - склад». Кроме того, систему надо брать «на вырост»: менять что-либо в готовом бизнесе гораздо сложнее. По существу, заказчик выбирает не систему, а компанию, с которой будет работать и дальше, все время, пока существует его заведение.

При подборе системы автоматизации заказчику необходимо понимать, насколько хорошо разработчик разбирается в особенностях управления предприятиями питания, насколько система позволяет автоматизировать управление всеми основными бизнес-процессами, сколько проектов уже реализовано данной компанией и ее партнерами, какие возможности по совершенствованию управления бизнесом, помимо учета, предоставляет система. Здесь подразумевается и оптимизация закупок и производства, и организация эффективной системы лояльности клиентов (привлечение большего количества постоянных посетителей), и возможность пресечения злоупотреблений и хищений со стороны персонала.

Учтите, что всегда стоит предпочесть комплексное решение, когда предлагают  и программное обеспечение, и оборудование, и их дальнейшее сопровождение. В связи с этим нужно особо сказать еще об одном элементе автоматизации – «железе».

Например, контрольно-кассовые аппараты, применяемые на предприятиях общественного питания, должны иметь фискальную память, где содержится вся информация о проводимых операциях. Можно использовать только оборудование, прошедшее тестирование экспертными организациями, назначаемыми Государственной межведомственной комиссией по ККМ и внесенное в Государственный реестр ККМ.

При этом надо знать, что по закону сертифицируются не отдельно оборудование и программы, а комплексы: POS-терминал пакет программ. Для предприятий общественного питания выбор их невелик (18 моделей ККМ с пакетами прикладных программ), а потому владельцам нужно крайне внимательно относиться к тому, какое оборудование будет устанавливаться на предприятии.

По единодушному мнению специалистов, срок окупаемости внедренной системы сегодня составляет от 3 месяцев. При этом следует учитывать, что предприятия одинакового формата, внедрившие одинаковые системы, могут получить разные результаты. Система – это лишь инструмент, и им надо умело пользоваться. Решая вопрос о покупке системы, обязательно выясните ее полную стоимость. Она складывается не только из цены программного обеспечения, но и, например, из затрат на установку и настройку с учетом специфики предприятия, необходимые для работы системы аппаратные средства и их монтаж, обучение персонала, текущее обслуживание и сопровождение, сервисные услуги.

Сегодня рынок автоматизации общепита растет в основном за счет оснащения новых заведений, и его прирост, по оценкам наших экспертов, составляет до 50% в год. При этом остается возможность его дальнейшего развития за счет многих ниш, среди которых интеграторы называют, например, создание сетей с удаленным централизованным управлением и столовые предприятий. Предстоит также провести замену устаревших решений.

Источник: www.arto.su

НПО «Восток»
Республика Казахстан, 050057 Алматы
ул. Сатпаева 36, кв. 4 (уг.ул. Ауэзова)
Тел./факс:+7 (727) 274-2190
 +7 (727) 275-1979
 +7 (727) 328-6332
Моб.тел.:+7 (701) 1111-682